www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Поход на Малкинские горячие источники

Маршрут путешествия по Камчатке: город Петропавловск-Камчатский — село Северные Коряки — Ганальские Востряки — Малкинские горячие источники

Летом 1963 года мною вместе со школьными друзьями было совершено несколько больших походов по Камчатке. Каждый проходил по интересным местам полуострова Камчатка. Один из них был на Малкинские горячие источники.

В начале 1960-х годов массовый туризм на Камчатке только зарождался. Не существовало еще описаний туристических маршрутов. Как и не было никаких картосхем. Однако нас это не останавливало. У моего товарища Гены Кувакина отец, Владимир Васильевич Кувакин, был известным охотником. Он еще в 1930-е годы начинал охотиться в верховьях реки Авачи, в районе Ганальских Востряков и Тимоновских горячих источников. Он и рассказал Гене о маршруте и нарисовал его схему. Конечно, маршрут проходил не по автодорожной трассе, а по диким лесистым и горным местам, где существовали только медвежьи тропы.

В поход на Малкинские горячие источники пошли: Геннадий Кувакин, Георгий Пюкке, Анатолий Алейкин, Виктор Коперсак, Александр Потапов и я.

Начиналось путешествие по Камчатке в двадцатых числах июля 1963 года из села Коряки.

Первый день путешествия в Малки

Из Петропавловска-Камчатского до села Коряки доехали на маршрутном автобусе. Дальше в село Северные Коряки уже шли пешком. В рюкзаках имелся недельный запас продуктов и необходимое в походе снаряжение.

В Коряки пришли к полудню. Село было небольшим, состоявшим из деревянных домиков и бараков. В нем жили работники Корякского совхоза и военные. На его окраине сделали большой привал и пообедали.

В нужную нам сторону вела хорошая проселочная дорога, и мы двинулись по ней.

Через некоторое время пересекли бывший полевой аэродром. Взлетное поле было устлано рифлеными, с отверстиями металлическими полосами, скрепленными друг с другом зацепами. В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы на нем базировались военные самолеты. На периферии аэродрома валялись остовы старых самолетов. Вокруг была молодая поросль березы.

К вечеру вышли на полевой стан военного совхоза. Стадо молодых бычков пасли два солдата. Анатолий Алейкин прокатился верхом на лошади.

Второй день путешествия в Малки

Встали рано, как только рассвело. По утреннему холодку двинулись в путь. Проселочная дорога уже еле просматривалась, но идти по ней было легко.

По дороге привлек внимание дым затухающего костра. Когда подошли ближе, то увидели спящих вокруг костра туристов, укрытых палатками. Они тут же проснулись. Это была группа школьников, тоже петропавловской школы № 7, под руководством Василия Дмитриевича Фурсова. Среди них был и наш одноклассник Анатолий Ечевский.

Оказалось, что они ходили к геологам, в 1962 году открывшим на ручье Каменистом месторождение золота. Василий Дмитриевич пригласил нас принять участие в походе на Налачевские горячие источники, который должен был состояться в августе.

После полудня проселочная дорога пропала, и мы уже шли по тропе. Она вела нас вдоль левого берега реки Правая Вахталка. Вокруг был дремучий каменноберезовый лес. Кроны берез не давали возможности увидеть окружающие нас сопки.

На одном из привалов обнаружил, что на предыдущем привале забыл свой фотоаппарат "ФЭД-2". Пришлось бегом возвращаться за ним.

Вскоре тропа вплотную подошла к реке и просматривалась на противоположном берегу.

Воды в реке было примерно по пояс, и мы решили всем не мокнуть, а перебраться на другой берег по протянутой веревке. Кому это делать, определили путем жребия. Протягивал веревку Витя Коперсак.

К вечеру почувствовался небольшой подъем. Река стала бурливее. Лес поредел, и мы обнаружили, что по левую и правую сторону от нас громоздятся сопки, а прямо перед нами видна часть Ганальских Востряков. Гена Кувакин стал осматривать каждую старую березу вдоль тропы.

"Где-то в этом районе, по рассказам отца, в 1938 году на березе он топориком вдоль дерева вырубил свою фамилию", — сказал Гена.

Мы все подключились к просмотру берез. Удивительно, но мы нашли старую березу, на которой было вырублено: "Кувакин".

Рядом с ней остановились на ночлег и поставили две палатки.

Третий день путешествия в Малки

У этой березы было дикое место. Тропа, что пролегала рядом с ней, была набита зверем: медведями и дикими баранами. По ней они переходили из одной долины реки в другую долину и на другие сопки. У реки возвышались громадные — высокие, с толстющими стволами — тополя. Мы находились как бы в ущелье. Только на востоке, в долине реки был просвет, а так почти все небо загораживали сопки. Трудно было даже сообразить, где мы находимся и в какой стороне нужный нам перевал в сторону Малок.

Ганальские Востряки были на севере от нас, и их закрывал высокий хребет. Решили забраться на него и посмотреть их, а заодно определить перевал, на который нам следует подняться. На стоянке остался Жора Пюкке.

Забирались на хребет долго. Он был крут и покрыт кедровым стлаником и высокой травой. С него мы полюбовались вершинами Ганальских Востряков и долиной, что пролегла на восток и по которой мы шли два дня.

С высоты хорошо просматривались два перевала на противоположном хребте. Один был в направлении села Ганалы, а второй — села Малки.

На вершине хребта наметили маршрут на нужный нам перевал. Решили от стоянки идти по нему по диагонали.

Четвертый день путешествия в Малки

Целый день, выдерживая намеченный азимут, мы карабкались сквозь ольховый стланик, то поднимаясь на очередной увал, то спускаясь с него, пересекая распадки. Над нами кружились тучи злющих и каких-то громадных комаров.

Только к вечеру, обессиленные, добрались до перевала. На нем был кедровый стланик и снежник.

На перевале поняли свою ошибку в выборе маршрута на него. Рядом, прямо к реке, у которой мы были утром, вел прямой распадок. Пройдя немного выше по реке, мы бы по нему быстро поднялись на хребет, а не пересекали бы многочисленные распадки по диагонали хребта.

С перевала были хорошо видны вершины Ганальских Востряков.

Пятый день путешествия в Малки

Утром поднялся раньше своих товарищей. Был густой туман. Развел костер и стал готовить завтрак. Была тишина. Я возился у костра. Вдруг услышал недалеко какой-то металлический лязг и приподнялся у костра, смотря в сторону непонятного звука. Из тумана вышли двое мужчин с карабинами.

"Парень, мы тебя чуть не подстрелили", — сказал один из них.

Из палаток вылезли мои товарищи.

Мужчины рассказали, как случайно чуть не убили меня.

Оказывается, то были директор и парторг Начикинского совхоза. Они решили поохотиться в ганальских хребтах. До начала подъема на перевал они оставили "газончик" с водителем, а сами еще затемно пошли на перевал, надеясь по утрянке убить на нем дикого барана или медведя. В тумане они приняли меня за медведя.

Принять за него меня было не мудрено. На плечи у меня была накинута телогрейка. На голове стоял торчком большой чуб. Вначале они хотели стрелять издалека, но решили подойти поближе, чтобы предполагаемого медведя свалить наверняка. В какой-то момент, возясь у костра, я к ним повернулся боком. Тогда они поняли, что это человек, а не медведь.

У одного из мужчин тряслись руки, и было ясно, кто целился в меня.

Обрадованные, что все закончилось благополучно, они рассказали, как дойти до Малок. Объяснили, где стоит их машина с водителем, и даже написали ему записку с предложением дать нам продуктов и хлеба.

С перевала спускались быстро. Первоначально шли по снежнику, а затем по руслу ручья. Вскоре он превратился в маленькую быструю речку, и мы уже брели по ее берегу.

В конце спуска у речки остановились у машины руководителей Начикинского совхоза. До вечера было еще много времени, и мы занялись ловлей гольца.

Стоянка находилась рядом с небольшим водопадом. Он был примерно 1,3 метра высотой. Голец стремился в верховье речки и поэтому стоически преодолевал водопад. Одним рыбинам удавалось с первого раза перепрыгнуть его, а других вода сбивала обратно. В этот момент рыболовы захватывали гольца крючком, сделанным из проволоки и закрепленным на длинной палке.

Таким образом мы поймали штук 15 крупных рыбин. На ужин у нас была наваристая уха.

Шестой день путешествия в Малки

От водопада двинулись на юго-запад. Тропы и дороги не было, и шли по следу машины. Он петлял по полянам каменноберезового леса.

День был солнечный и теплый. К полудню стало как бы парить, и было душно. У хребтов позади нас сгущались темные тучи. Духота не спадала. Как-то мгновенно тучи накрыли только что голубое небо, и неожиданно раздался гром, засверкали молнии. Начался ливень. В считанные минуты мы промокли до нитки.

Необычная для нас, камчатцев, гроза прошла быстро. Вскоре опять засверкало солнце, как будто ничего не было.

Мы шли по долине реки Поперечной. Река текла где-то справа. Местность была ровной, с большими полянами и редкими деревьями. Появилась проселочная дорога, и мы догадались, что она ведет в село Малки. Настроение сразу поднялось, и мы ускорили темп ходьбы.

Часам к четырем дня дорога неожиданно привела нас прямо к Малкинским горячим источникам. Перед ними простиралась большая поляна. На ее окраине, в лесочке, мы устроили стоянку. Вокруг не было ни души.

Однако только мы пообедали, как на поляну стали заезжать автомашины с людьми. Задымили костры, и появились палатки. Стало шумно, как на базаре.

Тут мы вспомнили, что сегодня суббота. Из Петропавловска-Камчатского приезжали отдыхающие. Мы и не подозревали, что их здесь окажется так много, поэтому поспешили раздеться и пошли к источникам.

Горячие ключи выбивались из галечного берега горной речки. Сбегавший кипяток тут же смешивался с речной водой. Чтобы горячая вода быстро не уходила, вдоль берега были устроены запруды. В них можно было только сидеть или лежать.

После почти недельного похода блаженствовали в естественной ванне термальной воды. Будто не было трудных переходов по сопкам и усталости.

Седьмой день путешествия в Малки

Во время похода нам повезло с отличной погодой. С утра загорали и купались в лужах теплой воды. Народу на поляне стало еще больше. Приехало даже несколько автолавок. Торговали консервами, конфетами, хлебом, газводой и вином.

После полудня стали подумывать, как уехать в Петропавловск. Из города люди приезжали на грузовых машинах, с устроенными в кузове лавками. Обошли несколько таких машин с просьбой довести до города. Большинство были полностью заняты. У других отказывали в просьбе. Но на одной машине было много свободного места, и нас, шесть человек, пообещали взять.

Еще засветло мы приехали в Петропавловск-Камчатский.

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский, март 2010 года.

"Путешествия по Камчатке" публикуются впервые.

Путешествия по Камчатке (краткий обзор маршрутов) в 1962–1965 годах.