www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

История застройки северной части Петропавловска-Камчатского

Многим жителям Петропавловска-Камчатского уже кажется, что город всегда был таким, каким они его видят сейчас. За два последних десятилетия город сильно не изменился. Мало появилось новых жилых домов и общественных зданий, не возникло новых микрорайонов. Вместе с тем Петропавловск-Камчатский знал и другие времена, когда он интенсивно строился и менялся на глазах, каждый месяц прирастал несколькими жилыми домами, а в течение года — новым микрорайоном.

О строительстве Петропавловска-Камчатского в XVIII–XIX веках и в начале XX века имеются отдельные публикации И. В. Витер и Л. В. Козик. О строительстве в городе в ХХ веке весьма коротко писалось мною в книге "Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают".

До первого десятилетия ХХ века поселение на берегу Авачинской губы представляло из себя большую деревню, хотя к тому времени почти девяносто лет числилось в ранге российских городов (1822). Граница его с первых построек (1740) не выходила за пределы Култучного озера и ручья Гремучего (площадь адмирала Щедрина). Дома, построенные где попало, не могли даже сформировать улиц. Только рядом с церковью, в центре Петропавловска слева и справа от нее, дома стояли более или менее на одной линии, образовав улицу. Называли ее Большая или Первая (Ленинская). Параллельно ей, выше по склону Петровской сопки была вторая улица, получившая название Вторая (Советская). Вдоль Никольской сопки шла улица Озерная (Красинцев).

Интенсивное строительство Петропавловска началось с образованием Камчатской области (1909), но и оно было недолгим. В 1909–1916 годах в Петропавловске было возведено 26 ведомственных и жилых дома на улицах Большой, Озерной и на новой улице — Судейский городок (Красноармейская). Они предназначались для размещения государственных учреждений: губернской канцелярии, МВД, почтового и судебного ведомств, казначейства и семей служащих этих учреждений. Построенные по плану, они четче обозначили имевшиеся улицы. За эти годы из домов частной застройки достраивались и появились улицы: Третья (Партизанская), Четвертая (Гагарина). С улицы Большой на улицы, расположенные на склоне Петровской сопки, вели переулки, связывающие улицы друг с другом (1, с. 64–73).

Стоит отметить, что с установлением советской власти дома, возведенные для нужд царской администрации области, были использованы почти до конца 1950-х годов для размещения государственных учреждений и семей советских чиновников. Территория от современной площади адмирала Щедрина до Култучного озера с середины 1980-х годов получила статус исторического центра Петропавловска-Камчатского с сохранением отдельных построек начала ХХ века.

Процесс расширения городской территории от исторического центра в южном и северном направлениях проходил медленно. Как город продвигался в северном направлении, и будет рассмотрено в данной публикации.

За пределами Петропавловска в северном направлении в начале ХХ века были только села Авача и Сероглазка. В 1910 году у сопки Зеркальной (Зеркальце) на берегах Малой речки (ручья Фермерского, Совхозного; район улицы Кроноцкой) была организована сельскохозяйственная ферма по снабжению города сельхозпродукцией. К ней со временем от Озерновской косы была пробита проселочная дорога, которая в 1914 году была продолжена до села Завойко (город Елизово). Появление дороги позитивно сказалось на застройке города на новой территории. Дорога получила потом название Елизовское шоссе, это название сохранялось до 1960-х годов, а километровые столбы определили топонимику Петропавловска не только ХХ века, но и нынешнего.

Практически после установления советской власти в городе (1922) вплоть до начала 1930-х годов гражданского строительства в нем не велось. Население Петропавловска в 1926 году составляло 1691 человек.

На облик города Петропавловска-Камчатского с 1926 года, как в ХVIII–ХIХ веках, стало влиять присутствие военных. Из-за режима секретности и цензуры об их роли в развитии города в ХХ веке умалчивалось на протяжении всего советского периода нашей истории. Вместе с тем оно было весьма значительным. На свободных землях возникали военные городки, создавалась своеобразная первичная инфраструктура, которая в будущем использовалась городом.

За Култучным озером, в районе нынешнего рынка у Комсомольской площади и главного здания Государственного университета имени Витуса Беринга, в середине 1920-х годов первыми стали размещаться подразделения камчатских пограничников. Район этот длительное время назывался Мангруппой (улица Максутова). Там находились маневренные группы пограничников, складские и хозяйственные сооружения (часть пограничников, вместе с командованием, размещалась до 1970-х годов на Красноармейской улице в центре города). На территории нынешней краевой больницы находились различные учреждения ОГПУ-НКВД. Там в 1920–1950-х годах стояла исправительная колония № 7. Городок пограничников и подразделений НКВД был в окрестностях Петропавловска и в черту города не входил.

В 1929 году на базе сельскохозяйственной фермы был организован совхоз "Камчатский пионер имени Сталина" (Ближний совхоз, Петропавловский совхоз), что привело к некоторому росту этого населенного пункта.

Толчком для гражданского строительства центра города и за его пределами в северном направлении послужил переезд в 1930 году в Петропавловск правления и всех структур образованного в 1927 году Акционерного Камчатского общества (АКО). Для размещения административных и жилых построек АКО Петропавловский горисполком выделил территорию на склоне Мишенной сопки на берегу Култучного озера от Озерновской косы до северного берега озера. Тогда же, в 1930 году, официально была расширена городская территория в северном направлении от центра города. Город перешагнул длительно существовавшую границу. Она стала проходить "…от Никольской горы по берегу бухты до городского кладбища, по склону Мишенной горы, за старый совхоз и по руслу речки на подножие Зеркальной горы, по подножию таковой за постройки ОГПУ, по хребту Петровской горы до Гремучего ключа, по руслу ключа до берега бухты и от берега бухты по прямой на Сигнальный мыс" (5, с. 72).

Склон Мишенной сопки до Култучного озера стремительно застраивался административными и ведомственными жилыми домами. В основном строились каркасно-засыпные бараки и немногочисленные рубленые двухэтажные дома. К середине 1930-х годов только в ведении комхоза АКО находилось 74 жилых дома, насчитывавших 583 комнаты (5, с. 81).

Основную часть домов составляли дома индивидуальной постройки, которые возводились из подручных материалов: из дощечек от ящиков и из бочковой клепки. Немало было утепленных палаток. Были и круглые домики, народ их называл фанзами. Дома по склону Мишенной сопки образовали несколько улиц: Микояновскую (Ленинградская), Ключевскую, Вилюйскую, 1-ю Горную и 2-ю Горную.

Практически до 1940-х годов городские строения заканчивались перед совхозом "Камчатский пионер имени Сталина", который находился в районе нынешней улицы Кроноцкой и считался далекой окраиной, как и городское кладбище (1937–1961) на 4-м километре напротив него, и первый наземный аэродром (1936–1943) в районе 6-го километра на месте современного рынка и фонтана. Перед совхозом, у подножия сопки Зеркальной, велось строительство хлебосухарного завода, начатое в 1937 году (на его месте сейчас здания УМВД Камчатского края).

На 8-м километре в районе нынешних улиц Кавказской и Карагинской был безымянный поселок лесоучастка коммунального хозяйства АКО, работники которого заготавливали дрова для Петропавловска. Их лесосеки находились у Воробьиного, Плоского и Синичкиного озер. Дрова вывозили с лесосек в город на лошадях. Лошадей было несколько десятков в двух конюшнях. В поселке были четырехклассная школа, магазин, два склада и контора лесоучастка. Напротив поселения, через Елизовское шоссе, стоял 279-й артиллерийский полк (6, с. 4, 6.).

В связи со строительством тресковой базы на побережье Авачинской губы в первой половине 1930-х годов возникло новое поселение. Названо оно было по одноименной бухте и получило первоначальное название — база Моховая, затем — Моховая.

От 5-го километра до села Елизово вдоль Елизовского шоссе еще стоял каменноберезовый лес (его в годы Великой Отечественной войны спалили в печках жители Петропавловска-Камчатского и военнослужащие воинских частей и раскорчевали под подсобные хозяйства предприятий и учреждений города), в нем еще водились глухари, зайцы и лисы.

Сухопутные войска появились в окрестностях Петропавловска в 1938–1939 годах. Они размещались первоначально рядом с пограничниками, а затем от них стали занимать в основном территорию до села Халактырка и в районе 6–9-го километров Елизовского шоссе. Местная власть, где была ее юрисдикция, выделяла военным территорию Петропавловского района для размещения частей. В 1938–1940 годах военные требовали от Петропавловского горисполкома выделения помещений для штабов и личного состава. Однако потом военные сами стали быстро строить свои городки. Для этого интенсивно использовался специальный лесозавод (стройка № 2) в Петропавловске-Камчатском. Состояли городки из деревянных одноэтажных и редко из двухэтажных домов. В сухопутных войсках жилой фонд был в распоряжении квартирно-эксплуатационных частей (КЭЧ), а в морском флоте — морской инженерной службы (МИС). В военных городках существовали свои магазины, пекарни, бани, даже стадионы и была закрытая инфраструктура: склады, базы, боксы, гаражи, стрельбища и полигоны.

Интенсивно военными осваивалась территория в восточном направлении от Петропавловска в сторону села Халактырка. Созданная военными инфраструктура от нынешней Комсомольской площади до поселка Долиновка сохранилась до настоящего времени. О ней стоит сказать особо. Данная территория была плотно занята армейскими подразделениями: пехотными, артиллерийскими, танковыми, саперными и разными вспомогательными частями. Военные городки разных подразделений вплотную подходили друг к другу. В них жили практически только военные. Территория была настолько закрытой, что на нее была распространена пропускная система через контрольно-пропускные пункты (КПП). КПП № 1 стоял там, где сейчас находится памятник танку Т-34 на Комсомольской площади. КПП № 2 размещался на развилке: Халактырский аэродром — село Долиновка. От КПП № 1 до Халактырского аэродрома дорога именовалась Халактырское шоссе. А район этот в народе, а иногда и в официальных документах называли 75-м участком — по названию дислокации 75-го отдельного саперного батальона. Жители города район КПП № 1 называли "КП". Чтобы как-то оправдать это своеобразное название, в 1962 году пересечение дорог в этом месте назвали Комсомольской площадью.

В 1943 году на месте стрельбища пограничников был построен Дом офицеров Красной армии и рядом стадион. Это было одно из больших зданий в городе в тот период.

Военные городки не входили в состав ни поселковых, ни сельских Советов. О них не упоминалось в официальных документах. Только в послевоенные годы эти безымянные поселения стали обретать названия. Так, на восточной окраине Петропавловска-Камчатского появились их названия: Тундровый, Долиновка, Чапаевка, Нагорный и Радыгина. Многие военные городки совсем не имели названий. Так, не имели их городки на 6–9-м километрах Елизовского шоссе.

Интенсивное строительство военных городков в период Великой Отечественной войны, а в послевоенный период — домов индивидуальной застройки постепенно приводило к сближению поселений, располагавшихся в окрестностях Петропавловска на северо-восточном берегу Авачинской губы, обособленных от города и не входивших в его черту.

В 1945 году население в городе составляло 23 230 человек, без учета жителей сел и поселков в его окрестностях. В селе Сероглазка жили 1034 человека, в селе Авача — 1434, на базе Моховой — 580 человек, в совхозе имени Сталина — 1486 человек, в Халактырке — 196 человек, в поселке Индустриальном — 7476 человек (7, с. 424).

К этому времени свободные и годные для строительства пространства в поселке АКО и в районе нынешней Комсомольской площади были уже заняты постройками. Склады и многие производства стали размещаться напротив совхоза "Камчатский пионер им. Сталина", рядом с городским кладбищем и в районе 4–6-го километров Елизовского шоссе. На этом пространстве в ходе войны на временное хранение складывались грузы, поступавшие из Америки по ленд-лизу.

Отдельными островками выделялись расположенные вдоль дороги на 6–9-м километрах редкие дома подсобных хозяйств предприятий и организаций Петропавловска-Камчатского и поля, выделенные Петропавловским горисполкомом еще в 1940 году. Они стали возникать из-за суровой необходимости, так как рабочих и служащих города Петропавловска-Камчатского власти не могли обеспечить местными продуктами сельского хозяйства. В этих условиях крупные учреждения и предприятия стали создавать в окрестностях города подсобные хозяйства, в которых выращивали крупный рогатый скот, свиней, птицу и возделывали картофель и овощи. Подсобные хозяйства были составной частью предприятий и учреждений и находились на их балансе. Продукты, полученные в этих хозяйствах, шли в производственные столовые и продавались своим сотрудникам. Данные поселения не имели официальных названий. В документах их именовали подсобными хозяйствами предприятий, а чаще они назывались по определенным километрам Елизовского шоссе по месту их расположения: 6-й километр, 9-й километр. На 5–6-м километрах находились подсобные хозяйства: горкомхоза — 12 га, горкоммунстроя — 20 га, мехмастерских — 7 га; на 7-м километре: Камчатрыбстроя — 40 га (7, с. 397–398). К концу 1940-х годов на 6-м километре проживали: в подсобном хозяйстве комхоза Главкамчатрыбпрома — 646 человек и Камчатторга — 49 человек; на 9-м километре: в подсобном хозяйстве Морлова — 46 человек и хлебокомбината — 19 человек (2, л. 219–225).

Для описания хроники последующей застройки северной части Петропавловска-Камчатского мне не потребовалось обращаться к каким-либо документам. В 1954–1956 годах я жил у хлебозавода, район которого назывался Сухарным, а с 1956 года живу на 4–6-м километрах и с того времени хорошо помню появление почти каждого дома. Где что было, знаю по рассказам старожилов тех лет и собственным наблюдениям. В 1962–1964 годах работал на стройках в этом районе. Тринадцать лет прожил в одном из бараков на Зеркальном проезде.

Первые дома напротив совхоза (в районе нынешних улиц Карьерной и Батарейной) стали появляться в начале 1940-х годов. Затем, в 1947–1949 годах, стали строиться каркасно-засыпные бараки на 4-м километре — и возникли улицы Лесная, Зеркальная и Зеркальный проезд (ныне Туристический проезд). Бараки были на склоне, где сейчас стоит храм Святой Живоначальной Троицы. К 1954 году там уже стояло 22 барака с печным отоплением и удобствами на улице (и столько же домов барачного типа, но только из шлакоблоков было на Зеркальном проезде). С началом их строительства была открыта начальная школа № 26 (здание барачного типа стояло, где сейчас храм Живоначальной Троицы; снесено в 2011 году) и рядом с ней — совмещенный магазин (одна половина помещения была занята продовольственными товарами, другая — промышленными, с одним продавцом на оба отдела). В эти же годы на улице Зеркальной появилась исправительно-трудовая колония № 1 (1952–1989). На этих строениях до 1957 года и заканчивался город Петропавловск-Камчатский. Дальше была территория Елизовского района.

Отдельными районами в окрестностях Петропавловска были места, застроенные в 1949–1954 годах частными домами, — улицы 1-я, 2-я и 3-я Дачные, Орджоникидзе, Толстого и Чехова (сейчас это микрорайон Дачный), а также частично — домами на северном склоне Мишенной сопки в сторону села Сероглазка (улицы Северная, 2-я Северная, Серышева, Доватора и др.). Дома по-прежнему были одноэтажными каркасно-засыпными и редко рублеными.

Между названными островками жилья находились обширные пустыри, занятые огородами под картофель. Стоит сказать, что рядом с жилыми домами в северной части города не было ни одного деревца. Только трава и огороды под картофель. Две трети леса на Мишенной и Зеркальной сопках было раскорчевано под огороды для посадки картофеля.

Жилищное строительство не носило еще четкого планового характера и велось в основном в частном порядке. Дома все были одноэтажные. Многие улицы в военных городках и районах индивидуальной застройки были безымянными, а если и имели названия, но только стихийные, официально не закрепленные. Только с 1951 года Петропавловский горисполком стал принимать активные меры по упорядочиванию наименований улиц и нумерации домов. Так, на 4-м километре улицы получили новые имена в 1951 году. Улица Лесная (улица Владивостокская, район домов № 17–41) сохранила свое название. Первая Лесная стала Батарейной; Вторая Лесная — Алеутской; Третья Лесная — Елизовской. Появившиеся две новые улицы были названы Сопочной и Карьерной (3, л. 33–34).

В 1952 году получили свои названия 22 улицы вдоль Халактырского шоссе. Среди них: Пограничная, Атласова, Высотная, Тундровая, Кутузова (4, л. 18–19).

В 1952 году в Петропавловске уже насчитывалась 101 улица. В это число не вошли улицы населенных пунктов в окрестностях города (Авачи, Моховой, Сероглазки и Халактырки), которые с ликвидацией Петропавловского района и созданием в 1949 году на его территории Елизовского района отошли к последнему.

Только главная улица Петропавловска имела гравийное покрытие, а остальные были грунтовыми. Из-за этого с весны до осени город был пыльным. Летом центральная улица поливалась водой.

До середины ХХ века в Петропавловске-Камчатском автобусного движения не было. Люди жили и работали в своем селе и поселке и редко совершали поездки в другие поселения. Пока они были автономны от Петропавловска-Камчатского, проблем с перевозками людей не возникало. Но к 1950 году город чиновников превратился в город моряков, рыбаков, портовиков, судоремонтников и строителей. Возникли новые предприятия и объекты культуры, жизненно необходимые уже немаленькому городу, вне его центра. Разбросанные поселки стали соединяться с центром Петропавловска-Камчатского. Назрела необходимость пассажирских перевозок. Первоначально они осуществлялись ведомственным транспортом, а затем и городским. Возили пассажиров на грузовых машинах с брезентовым верхом и скамейками в кузове. Эти машины называли "грузтакси".

Регулярное автобусное движение наладилось в Петропавловске-Камчатском в 1953 году (в 1951 году оно было еще нерегулярным) (8). Первый автобусный маршрут был: облисполком (или же позже — Дом офицеров флота, находившийся рядом с облисполкомом) — КПП (контрольно-пропускной пункт; современная Комсомольская площадь). Через два года маршрут стал немного длиннее: Дом офицеров флота — хлебозавод (район нынешнего краевого УМВД). В 1959 году: 5-й километр — СРВ. До 1967 года автобусный маршрут увеличивался почти через каждые год-два в северном направлении по Елизовскому шоссе до 6-го, 7-го и 10-го километров.

Первые автобусные маршруты проходили только по центральной дороге города, начинаясь от километров (с 4-го по 10-й) до ЖБФ (жестянобаночная фабрика), СРВ (судоремонтная верфь). Это одни из самых старых городских автобусных маршрутов. До ЖБФ был маршрут № 1, до лесозавода — № 2 и до СРВ — № 3. Эти маршруты десятилетиями имели свои номера. Потом уже пролегли маршруты в сторону Халактырского аэропорта, Сероглазки, Моховой, Авачи и других поселков в пригороде Петропавловска-Камчатского.

Осенью 1954 года на месте бывшей колонии был вырыт котлован под фундамент главного корпуса областной больницы. Для ее строительства в 1955 году рядом был построен небольшой завод по производству бетонных изделий, который выпускал бетонные блоки 50 × 60 × 100 сантиметров (из таких блоков была построена не только областная больница, но и административное здание УТРФ и общежитие мореходного училища).

Выделение в январе 1956 года Камчатской области из состава Хабаровского края незамедлительно сказалось на экономике не только области, но и областного центра. Создавались новые предприятия и расширялись старые. Увеличился приток населения. Острой стала жилищная проблема. Городу уже не хватало территории для нового строительства.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 октября 1957 года в черту города была включена территория, расположенная на 5–10-м километрах Елизовского шоссе, бывшая в составе Елизовского района (села и поселки Авача, Моховая, Сероглазка и Халактырка вновь были включены в черту города). Сразу же появилась возможность строительства города на свободных пространствах. В те годы вопрос о сносе бараков еще не стоял. Главное было — построить новое жилье.

Окрепшие к этому времени строительные тресты Камчатморгидрострой, Камчатрыбстрой и Камчатстрой стремились к освоению индустриального жилищного строительства, позволявшего возводить не только отдельные объекты. В 1957–1958 годах в Петропавловске-Камчатском началось комплексное индустриальное жилищное строительство.

Первый жилой микрорайон из многоэтажных домов стали возводить на пустырях за деревянными бараками на улице Лесной в сторону 5-го километра. Строительство общественных и жилых зданий велось из шлакоблоков. В 1958–1961 годах там было построено около 15 многоэтажных домов, в которых в основном поселились рыбаки тралового и рефрижераторного флота. По примеру Москвы, микрорайон назвали Черемушками. В микрорайоне сразу же строились детский сад, магазин и ресторан ("Космос").

В эти годы заметными зданиями были: построенная в 1958 году средняя школа № 30 (сейчас в этом здании размещается ПТУ № 4) и сданный в эксплуатацию в 1961 году кинотеатр "Родина" (в здании бывшего кинотеатра до недавнего времени размещался храм Николая Чудотворца, теперь там — Епархиальный духовно-просветительский центр им. Николая Чудотворца). Эти два здания на 4-м километре и нынче еще выделяются своим видом, а в годы их появления они были светлым и заметным пятном на фоне унылых бараков и частных домишек вокруг них.

Грандиозным сооружением для Петропавловска-Камчатского тех лет стал стадион, построенный на засыпанной части Култучного озера и открытый 11 августа 1959 года.

Еще до завершения строительства Черемушек на Елизовском шоссе (проспект 50 лет Октября) велось экспериментальное точечное строительство жилых домов из шлакоблоков. Так, в конце 1950-х годов было построено шесть двухэтажных домов из шлакоблоков, что нынче стоят справа от ЦУМа "Петропавловск" (два из них в 1990-е годы соединили, и сейчас там Дворец бракосочетания). В эти же годы на 5-м километре, на нечетной стороне шоссе, были построены два шлакоблочных трехэтажных дома. Один нынче пустует, а второй в 1990-е годы был переделан, и в нем сейчас размещается Камчатбизнесбанк.

В 1958–1960 годах главная магистраль областного центра покрывалась бетоном; асфальтировались Ленинградская улица, Елизовское шоссе. В 1960 году асфальт уже укладывали на 5-м километре.

О размахе жилищного строительства тех лет в Петропавловске говорят некоторые сравнительные показатели. Если в 1954–1958 годах в областном центре было введено в строй по линии местного Совета около 60 домов, а частными лицами — 350, то за 1959–1960 годы и 6 месяцев 1961 года государством было построено 204 дома и индивидуальными владельцами — 278. В 1961 году в городе насчитывалось 5650 жилых домов, но только 393 из них были построены из бетонных блоков и 968 — из деревянного бруса. Остальные 4289 представляли собой каркасно-засыпные бараки и дома (7, с. 445–446). После 1961 года в документах по введению в строй жилых зданий уже не приводились подомные данные, а назывались сотни тысяч квадратных метров построенного жилья.

Петропавловский горисполком в 1957-м и в 1962 году возвращался к переименованию и упорядочиванию наименований улиц города. Так, своим решением № 323 от 3 декабря 1957 года переименовал улицы: Микояновскую — в Ленинскую, Папанина — в Дежнева, Буденного — в Шелихова, Ларинскую — в Чирикова. В 1962 году в селах Авача и Сероглазка, в поселке Моховая были переименованы 36 улиц.

В 1959 году в Петропавловске-Камчатском уже имелось 188 улиц и проживало 86 тыс. человек.

С 1962 года началось массовое строительство жилых домов и общественных зданий от 5-го до 6-го километра. Они уже строились из крупных бетонных блоков. В 1962–1963 годах были сданы в эксплуатацию дома № 12, 13 и 14 по Елизовскому шоссе, в 1964 году — дома № 5/1, 7, 9, 15. В доме № 7 на первом этаже были размещены магазины "Дом книги", "Спутник" и аптека № 44, а в доме № 15 — столовая (сейчас там находится магазин "Ретро"). В 1963 году была построена школа № 7 (сейчас в этом здании школа № 43). В эти же годы в районе 5-го километра были построены Камчатская швейная фабрика и фабрика химчистки.

В 1962–1966 годах пустовавшие пространства от "красной линии" на 6-м километре в сторону улиц Северных были почти застроены. С 1966 года началось уже строительство нового жилого микрорайона на 7-м километре, названного впоследствии Силуэтом.

К концу 1960-х годов на 5–7-м километрах (проспект 50 лет Октября; улицы: Тушканова, Войцешека, Давыдова, Бохняка, Лукашевского) на месте пустырей и ветхого жилья были построены жилые микрорайоны. Это было еще время выборочной застройки. Рядом с современным домом могли еще находиться частные дома и бараки. Из-за этого Петропавловск-Камчатский имел пестрый и неприглядный вид, был городом резких контрастов: вперемешку стояли одноэтажные деревянные здания с огородами и четырех-пятиэтажки из бетона.

В 1967–1970 годах также велось выборочное строительство и в отдельных районах города. По-прежнему строились дома вдоль "красной линии". Они возводились на улицах Пограничной, в районе Силуэта. Продолжалась строительство в будущем микрорайоне Дачном. Под него сносились частные дома постройки начала 1950-х годов.

В начале 1970-х годов, с выходом на проектную мощность Камчатского домостроительного комбината и переходом его на массовое промышленное производство деталей домов из панелей, дома строились быстро. В городе возникло сразу несколько новостроек: на улицах Дачных, Владивостокской, Кроноцкой и на Елизовском шоссе (проспект Победы; улицы: Чубарова, Молчанова). Но это еще было строительство жилых микрорайонов вдоль основной дороги Петропавловска-Камчатского, когда новые многоэтажные дома возводились вдоль "красной линии" на месте сносимых старых построек 1930–1950-х годов. Заканчивалось строительство на улицах Владивостокской, Кроноцкой, Ботанической и Автомобилистов и в Дачном микрорайоне. В 1972 году началась прокладка дороги от улицы Тундровой вдоль Совхозного ручья к Новому рынку.

Несмотря на широкий размах строительства, в городе к этому времени не сложилось ни одного завершенного городского ансамбля. Однако в строительной мозаике угадывалось общая картина будущего города. Недоставало только связующих в единое целое градостроительных комплексов. Но даже при архаичной застройке Петропавловск к 1970-м годам соединился с ранее оторванными от центра южным и северным районами. В обиходной речи стали исчезать понятия АКО, Сухарный, Ближний совхоз, Мангруппа, Шанхай. Город стал восприниматься как единое целое, растянувшееся по берегу Авачинской губы более чем на 20 километров.

В это время строители Петропавловска-Камчатского стали выходить за линию привычных границ города. Приступили к строительству новых микрорайонов на свободных от застроек пространствах сельскохозяйственных угодий Петропавловского совхоза. В 1930–1960 годах на них совхоз выращивал картофель, капусту, морковь, свеклу и кормовые культуры для скота. Учащиеся семилетней школы № 7 (совхозская школа), а затем и семилетней школы № 30 (в 1958 году она стала средней) помогали совхозу в посадке и последующей уборке картофеля и капусты (с четвертого по восьмой класс приходилось выполнять эти сельхозработы и мне). Перед началом массового строительства совхоз на этих полях выращивал только "зеленку" — викоовсяную смесь (1970-е годы). Началось здесь строительство в 1972–1973 годах со стороны нынешнего микрорайона Кирпичики по направлению к полям совхоза.

Сейчас мало кто знает, что строительство нового микрорайона, в тот период далекого от города, было связано с планами строительства в окрестностях Петропавловска-Камчатского атомной электростанции. Она должна была быть возведена в районе нынешнего действующего городского кладбища. Чуть далее ручья Кирпичного к месту предполагаемого строительства станции успели даже провести бетонную дорогу протяженностью километра два. Поселком для строителей и специалистов станции должен был стать новый микрорайон. Однако атомную станцию строить не стали. Бетонную дорогу прозвали "дорогой в никуда". Через лет десять она стала дорогой на кладбище. А поселок стал микрорайоном Зазеркальным. За свою отдаленность от основных в то время жизненно важных городских центров народ прозвал его БАМом, по аналогии с Байкало-Амурской магистралью — грандиозной советской стройкой, начатой в те годы. К концу 1970-х годов в новом микрорайоне появились улицы Кирдищева и Терешковой, проспект Циолковского.

К этому времени в городе Петропавловске-Камчатском стали появляться заметные здания. Они не были архитектурными изысками, но своим видом оживляли однообразную застройку города. На улице Пограничной появилось первое 9-этажное жилое здание, на КП — гостиница "Авача". На 6-м километре таким заметным было здание ЦУМа "Петропавловск". В 1977 году в городе уже насчитывалось 238 улиц.

В 80-е годы ХХ века Петропавловск-Камчатский продолжал менять облик, особенно на своих окраинах. Застраивались ранее не освоенные территории в отдельных его районах. Интенсивно строились дома на 10-м километре в сторону Моховой (улицы Карбышева, Якорная, Флотская). К концу 1970-х годов был построен микрорайон Зазеркальный, потом — Энергетик. Затем параллельно началось строительство двух микрорайонов — Горизонт-Юг и Горизонт-Север. К 1986 году они в основном уже были построены, образовав большое кольцо из домов по периметру бывших полей. Посередине его до настоящего времени почти ничего не строится. Только на вершинной части сейчас возвышается здание бывшего кинотеатра "Горизонт", открытого 26 октября 1986 года.

С 1987 года началось строительство микрорайона Северо-Восток (на месте полигона и стрельбища "городского полка" Чапаевской дивизии). Он строился ударными темпами. Последние одиночные дома в нем достраивались в 1992 году (строительство новых жилых домов возобновилось только в 2001–2003 годах). Народ прозвал микрорайон спальным.

Перечислить построенные за эти годы здания невозможно, однако не обойтись без указания заметных, определяющих лицо города в северной его части.

В новые современные здания из стекла и бетона переехали: Камчатская областная (ныне краевая) научная библиотека имени С. П. Крашенинникова, педагогическое училище, детская поликлиника № 1. Домостроители получили в свое распоряжение спортивно-культурный комплекс "Авангард". Открылись плавательный бассейн на проспекте Победы и телеграфно-телефонная станция; на 6-м километре — кинотеатр "Парус". В 1985–1987 годах был построен комплекс зданий областного управления внутренних дел. В последние дни 1986 года вошел в эксплуатацию гостиничный комплекс "Гейзер". С апреля 1988 года стали работать городской аэровокзал и гостиница "Петропавловск". В 1987 году напротив ЦУМа "Петропавловск" был построен фонтан.

Строительный бум в Петропавловске-Камчатском начался, как отмечалось выше, в 1956–1960 годах и продолжался до 1992 года. Это были годы "золотого века" Петропавловска-Камчатского. К началу 1990-х годов Петропавловск-Камчатский достиг тех границ, в которых находится до настоящего времени. Его облик мог быть и лучше, чем сложившийся за годы строительного бума. Ему не хватило броских, оригинальных архитектурных композиций. Грянувшие изменения в государственном и общественном устройстве в стране в 1991–1992 годах отодвинули планы по воплощению хороших замыслов по улучшению архитектуры города на неопределенное будущее. Однако еще в 1989 году серьезно обсуждался вопрос о строительстве в Петропавловске второго домостроительного комбината и грандиозный проект культурного комплекса в историческом центре города.

До 1994 года достраивались жилые дома на Северо-Востоке и в районе Моховой. В январе 1994 года, с вводом в строй административного здания АО "Океанрыбфлот" на улице Ленинградской, впервые дома достигли 12 этажей. В мае этого же года рядом с областным УВД появилось и первое 16-этажное здание. Они сразу же оживили городской пейзаж. В 1995 году на проспекте Карла Маркса было сдано в эксплуатацию своеобразное по архитектуре здание Госбанка. А на проспекте 50 лет Октября реконструируемые дома получили вторую жизнь: в одном разместился Дворец бракосочетания, а в другом — Камчатбизнесбанк. В том же году планировалось сделать по берегам ручья Совхозного от микрорайона Дачного парк Победы, но средств хватило только на создание мемориала памяти камчатцам, погибшим в Великую Отечественную войну и в ходе Курильской десантной операции.

В 2000 году в Петропавловске-Камчатском было 268 улиц, проспектов, бульваров, переулков и проездов и проживали около 200 тыс. человек.

Ожидалось, что к концу ХХ века появятся своеобразные высотные здания по всему городу — и оживет пятиэтажный приземистый городской пейзаж, но этого не произошло. Уникальность расположения Петропавловска-Камчатского среди сопок на берегу одной из величественных бухт мира осталась невостребованной в градостроительстве, не стала достоинством и преимуществом перед другими городами России.

 

Источники

1. Витер И. В. Хроника строительства города Петропавловска (1740–1923). — Петропавловск-Камчатский, 1997. — С. 64–73.

2. ГАКК. Ф. 88. Оп. 1. Д. 109. Л. 219–225.

3. ГАКК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 148. Л. 33–34.

4. ГАКК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 170. Л. 18–19.

5. Козик Л. В. Страницы истории Петропавловска: Акоград // Краеведческие записки. — Петропавловск-Камчатский, 1991. — Вып. 7. — С. 72, 81.

6. Кривоногов Т. М. Кают-компания (рассказы старого моряка). — Петропавловск-Камчатский, 2011. — С. 4, 6.

7. Петропавловск-Камчатский. История города в документах и воспоминаниях, 1740–1990. — Петропавловск-Камчатский, 1994. — С. 397–398, 424, 445–446.

8. Федорченко Е. Шел по городу автобус… // Новая Камч. правда. — 2001. — 19 апр.

 

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский,
апрель 2013 года.

Публикуется впервые.