www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Судьба летописи Петропавловского рыбного порта

Все имеет свою историю: государства, области и края, села, поселки и города, фамильные династии, организации, учреждения и предприятия. Они рождаются, развиваются, живут и исчезают. О некоторых имеются исторические сведения, и о них известно широкому кругу людей. Чаще бесследно пропадают сведения о фамильных династиях, об организациях, учреждениях и организациях. Только редкие энтузиасты — краеведы и историки по крупицам восстанавливают давно забытое их прошлое. Мы плохо храним сведения о старом. Тому множество примеров. Об одном из них стоит рассказать.

Речь пойдет о находке материалов по истории одного из старейших предприятий Петропавловска-Камчатского — Петропавловского рыбного порта. Он 10 апреля 2008 года отметил 75-летие. Порт на заре становления камчатской промышленности стал третьим крупным предприятием, созданным в Петропавловске-Камчатском (после лесозавода и механических мастерских Акционерного Камчатского общества на Озерновской косе).

Со дня своей организации порт имеет богатую историю. Строился и развивался он в центре Петропавловска на глазах у горожан на берегах Петропавловской бухты, долгое время называемой в разговорной речи и официальных документах Ковшом. В год своего 50-летия (1983) порт имел уже причалы и другие производственные береговые объекты, существующие до настоящего времени. В тот год кем-то из руководства предприятия было решено завести "Летопись порта (1933–2033)". Такие решения принимаются довольно редко, особенно по истории предприятия, а еще реже воплощаются в жизнь. Здесь же задуманное начало исполняться.

Был изготовлен альбом из более двадцати ватманских листов. Обложку сделали из меди со своеобразной чеканкой. Работники порта подготовили краткие справки о развитии предприятия в 1933–1983 годах, списки руководителей порта с момента его возникновения, ветеранов порта, ветеранов Великой Отечественной войны, фотографии и другие материалы, в которых была коротко изложена история рыбного порта. Текст был вручную нанесен на листы. В альбом были включены вырезки из камчатских газет с материалами о юбилее порта и о его людях.

То был 1983 год. Однако только в 1987 году была дополнительно внесена небольшая информация о порте. Затем начались перестроечные годы, распад СССР и капитализация России. Про летопись забыли. Альбом затерялся.

Летопись была обнаружена в 2007 году в одном из подсобных помещений порта, в куче хлама. Ею заинтересовался работник порта Денис Анатольевич Пикулин, который рассказал о находке работавшему на предприятии в 1984–1993 годах Владимиру Аркадьевичу Семенову. От последнего о ней стало известно автору данной статьи, и часть летописи была скопирована. Ведь неизвестно, как сложится дальнейшая ее судьба. Дабы сохранить интересные исторические материалы, приводятся некоторые извлечения из нее.

Выдержки из летописи Петропавловского рыбного порта

"Из 134 судов, посетивших порт в 1934 году, были под флагом СССР — 118 ед., Англии — 2 ед., Японии — 13 ед., Греции — 1 ед. Номенклатура грузов в 1934 году: соль — 755 т, горючее — 1572, разный груз — 2738, уголь — 34187, лесоматериалы — 7320, тары — 398 тонн. Вывоз: соль — 3987, горючее — 231, разный груз — 8813, уголь — 540, тара — 536 тонн…

Транспортно-складское хозяйство порта располагало двумя складами американского типа вместимостью 3433 куб. метров на площади 1945 кв. метров. Вспомогательные и подсобные средства порта состояли из гужевого транспорта — 24 лошади; автотранспорта — 4 машины и мехмастерских в составе: слесарно-кузнечного, столярно-плотничьего, сапожно-портняжного цехов. Подсобных предприятий в составе: бани, парикмахерской, прачечной, пригородного хозяйства и столовой. Цех рейдовых плавсредств состоял из 10 самоходных и 20 несамоходных единиц в составе катеров «Ост», «Ким» и «№ 4» с двигателями мощностью 24 л. с., деревянных катеров «Зюйд-Вест», «Норд» и «Горбуша» по 18 л. с.".

1948 году к порту было приписано 137 судов, а к 1975 году их число выросло до 986 единиц, в том числе: плавбаз — 9 ед., пр. — 13 ед., БМРТ — 53 единицы".

"Состояние порта в 1983 году

Среднесписочная численность. Всего: 1276 человек, в том числе : грузового района — 363 чел., из них докеров — 117 чел.

Наличие подъемно-транспортной техники и плавсредств:

1. Краны портальные — 12 ед.

2. Краны на пневмо-гусеничном ходу — 9 ед.

3. Кран башенный — 1 ед.

4. Автокраны — 1 ед.

5. Автопогрузчики — 30 ед.

6. Электропогрузчики — 44 ед.

7. Дорожные и снегоуборочные машины — 15 ед.

8. Автотранспорта всего — 84 ед., в том числе: грузового — 36 ед., легкового — 12 ед., спецмашин и автобусов — 36 ед.

9. Плавсредств портофлота всего — 37 ед., в том числе: самоходный флот — 18 ед., несамоходный флот — 19 ед.".

"Ветераны порта (по состоянию на 1983 год. — А. П.)

Артыш Надежда Михайловна

Бакал Екатерина Ивановна

Башкиров Петр Никифорович

Бедин Павел Андреевич

Бобер Яков Израилович

Бутовец Григорий Николаевич

Волков Александр Петрович

Воробьев Петр Егорович

Вьюшков Гаврил Иванович

Генералова Таисия Ильинична

Дроботова Евдокия Павловна

Еремин Александр Иванович

Житняковский Франц Климович

Закурдаев Николай Романович

Засядько Андрей Иванович

Ионычев Николай Иванович

Казаков Николай Афанасьевич

Кириллов Иван Михайлович

Корж Тамара Владимировна

Кошкарева Ольга Степановна

Леонов Алексей Никитович

Лобанов Николай Андреевич

Максимов Иван Николаевич

Машонин Николай Степанович

Мельников Петр Аверьянович

Надина Аксинья Федоровна

Ногина Пелагея Фроловна

Полетаев Иван Дорофеевич

Прохорова Виктория Владимировна

Романов Борис Николаевич

Садчиков Николай Николаевич

Скорняков Степан Ефремович

Смолянинова Александра Романовна

Спицин Михаил Петрович

Тарлыгин Василий Федорович

Трескин Яков Никитович

Упоров Алексей Федорович

Уральцев Александр Петрович

Филаретов Михаил Ильич

Цикунов Григорий Петрович

Чекунов Дмитрий Григорьевич

Чернышов Василий Михайлович

Шкуринский Иван Денисович".

"Работники порта — участники Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (по состоянию на 1983 год. — А. П.)

Бережной Алексей Васильевич

Брагин Гений Николаевич

Волков Александр Петрович

Воробьев Виктор Федорович

Ворохаев Сергей Андреевич

Долженков Алексей Федорович

Дрига Федор Наумович

Еремеев Гайса Исакович

Желтяков Николай Андреевич

Закурдаев Николай Романович

Кадыров Манжур Хавазович

Караваев Василий Григорьевич

Коршунов Николай Ильич

Кочнев Аркадий Гаврилович

Курышев Василий Емельянович

Лапшин Петр Иванович

Леонтьев Александр Иванович

Лукьянов Александр Федорович

Львов Николай Александрович

Макаров Александр Григорьевич

Мельников Петр Аверьянович

Мотанов Вячеслав Абрамович

Павзлова Зоя Назаровна

Переладов Иван Петрович

Попов Сергей Яковлевич

Похтель Любовь Владимировна

Прокопьев Михаил Филиппович

Романов Борис Николаевич

Соколов Иван Пантелеевич

Степанов Виктор Павлович

Томилов Александр Иванович

Трапезников Сергей Федорович

Федосеев Вячеслав Харитонович

Фомин Николай Петрович

Яворский Василий Парфирьевич".

"Руководство порта

На разных этапах развития порта его возглавляли:

1. Вереникин И. М. — с 1932 г. по июнь 1933 г. Кавалер ордена Боевого Красного Знамени.

2. Плехов М. М. — с июня 1933 г. по август 1935 г.

3. Ракелов Г. З. — с августа 1935 г. по март 1937 г.

4. Кортиков В. А. — с марта 1937 г. по июнь 1938 г.

5. Алексеев В. И. — с июня 1938 г. по февраль 1940 г. Переведен в распоряжение Камчатского обкома ВКП(б).

6. Сушкин М. В. — с февраля 1940 г. по июль 1941 г. Призван в ряды Красной Армии.

7. Завадский Я. Я. — с июля 1941 г. по январь 1946 г. Переведен в Невельской рыбный порт Сахалинской обл. Умер там в 1970 г.

8. Херсонский А. С. — с января 1946 г. по ноябрь 1952 г. В декабре 1952 г. переведен в Усть-Камчатский порт, где работал начальником порта.

9. Жуликов Б. Р. — с декабря 1952 г. по август 1956 г.

10. Старшинов М. Т. — с августа 1956 г. по июль 1960 г. и с октября 1967 г. по декабрь 1969 г.

11. Фризовский И. И. — с июня 1960 г. по декабрь 1965 г.

12. Серга А. И. — с декабря 1965 г. по сентябрь 1967 г.

13. Орел Ю. Г. — с июня 1970 г. по апрель 1971 г. С августа 1972 г. работал главным инженером Камчатрыбпрома, а затем главным инженером ВРПО Дальрыба.

14. Шевченко Н. Ф. — с апреля 1971 г. по август 1977 г.

15. Малышев Ю. Д. — с августа 1977 г. по настоящее время (то есть по 1983 год. — А. П.)".

В летопись помещен также оригинал плана-схемы перспективного развития Петропавловского рыбного порта. Он был утвержден 21 июля 1954 года министром рыбной промышленности СССР И. Ишковым.

Согласно плану-схеме, предусматривалось строительство объектов порта в районе Богородского озера, Петропавловского ковша, нефтебазы в поселке Сероглазка, базы Моховая и на Култучном озере. (В основном данный план был выполнен в последующие десятилетия.)

На обложке летописи Петропавловского порта было заявлено ее ведение до столетия предприятия — до 2033 года! Само собой напрашивается продолжение летописи.

Пример сбора исторических материалов, начала создания летописи — и последующей ее потери наводит на грустные размышления, но не подрывает веры в целесообразность сбора сведений по истории конкретного предприятия, учреждения и организации. Работу эту нужно проводить, пусть даже в честь каких-то юбилеев или из-за амбиций руководителя. Однако в любом случае стоит принимать меры к дальнейшему сохранению собранных материалов и после удовлетворения тщеславия.

 

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский,
24 июля 2008 года.

Публикуется впервые.