www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Восхождение на Авачинский вулкан

Маршрут путешествия по Камчатке: город Петропавловск-Камчатский — Авачинский вулкан

С 1956 года по 1964 год наша семья жила на 4-м километре Петропавловска-Камчатского, в бараке, и с крыльца подъезда открывался чудесный вид на три сопки: Корякскую, Авачинскую и Козельскую.

Всегда к себе манил Авачинский вулкан, в те годы постоянно парящий, и хотелось пойти к нему и заглянуть в его жерло. Однако в 1959–1961 годах походы мальчишек нашего двора ограничивались только посещением озер — Синичкино и Плоское.

Первый поход к Авачинскому вулкану состоялся только в 1962 году, когда мы подросли.

Сохранились короткие записи похода на Авачинский вулкан. Они дополнены немного воспоминаниями.

Первый день путешествия на Авачинский вулкан

29 июня. Погода стоит ясная, вулкан смотрится привлекательно, и мы не выдержали и пошли к нему от порога дома, ориентируясь на вершину Авачи. Мы — это Гена Кувакин, мой брат Юра и я. Старшему 16, а младшему 14 лет.

Вчера мне исполнилось 16 лет, и мне родители подарили часы "Победа", поэтому постоянно посматриваю на них. Вышли из дома в 12.30. Через час были у Синичкиного озера. В 14.00 слышали гром. Затем нас накрыли тучи, и пошел дождь. В 15.10 вышли на бомбежное поле.

Первый поход на Авачинский вулкан

(До 1960 года "бомбежка" была военным полигоном размером примерно 4 х 7 километров для самолетов Камчатской авиадивизии, и его территория часто была закрытой. Мало кто из жителей Петропавловска-Камчатского отваживался ходить в то время по "бомбежке", боясь попасть под пушечный, пулеметный огонь и бомбы с самолетов.

Поэтому дальше наша дорога к вулкану была незнакомой, но интересной. Попадались осколки от бомб и порой неразорвавшиеся бомбы. Еще не все были убраны смотровые вышки, некоторые макеты военной техники и разных сооружений.)

Мы решили не идти по бомбежке, а пошли по выгоревшему массиву кедрового стланика. В нем нас застал густой туман, и мы долго плутали по бывшему пожарищу, обходя лежавшие на земле белые и сухие стволы кедрача, как гости гигантских животных.

К 18.00 мы подошли к Халактырской сухой речке и в зарослях зеленого кедрача построили из его лапника небольшой шалаш. У входа развели костер.

В 10.00 легли спать.

Второй день путешествия на Авачинский вулкан

30 июня. Поднялись рано. Только начинало светать. На часах было 4.30. Ночью спали хорошо. Всю ночь поддерживали костер. Каждый дежурил по два часа.

Авача была близко и едва вмещалась в объектив нашего фотоаппарата "ФЭД-2".

Слева от конуса Авачинского вулкана — Монастырь, справа — Сарай

Еще до восхода солнца пошли к Авачинскому вулкану, стоявшему перед нами во всем величии. Вчера, плутая, мы ушли слишком вправо от вулкана.

Небо было чистое, как будто вчера не лил дождь. Под ногами шуршал вулканический шлак, и земля отдавала каким-то глухим гулом.

Двигаясь по руслу сухой речки, ширина которого составляла метров 800, поднимались выше и выше. Слева и справа борта речки стали сближаться, и путь продолжался как бы по ущелью.

Окружающий ландшафт был необычен. По долине речки громоздились глыбы вулканической породы и почти отсутствовала растительность. И тишина. Будто попали в фантастический мир.

(Это первое ощущение осталось навсегда).

Дальнейшее сужение долины сухой речки показалось нам угрожающим, и когда неожиданно слева увидели распадок с бегущим ручейком, то свернули в него. Видели там след медведицы и медвежонка.

(В отличие от сухой речки, здесь был березовый лес. Мы еще не знали, что ручей называется Камбальным. Он зародился на склоне хребта Монастырь, который находится перед конусом Авачинского вулкана. Хребет Монастырь — это сохранившаяся часть древнего вулкана.)

Ручей Камбальный

Несколько часов мы поднимались по руслу ручья. Каменноберезовый лес заменился ольховым стлаником, а затем высокогорной травой. Ручей исчез. Уже далеко внизу ниточкой тянулось русло сухой речки, а ее высокие борта-склоны, казавшиеся нам грозными, стали маленькими возвышенностями. Синичкино, Плоское и другие озера выглядели крохотными осколками зеркала. Вдали виднелся маленький бугорок Мишенной сопки с тонкой прожилкой Петропавловска и гладь Авачинской губы.

В 9.30 мы покорили Монастырь. Перед нами возвышался конус Авачинского вулкана, начиная от нижних лавовых потоков, со щеками красного шлака, с белыми прожилками снежников и ледников. Справа от него стояла другая часть древнего конуса — Сарай. А внизу — то самое ущелье, которого мы испугались и от которого ушли сюда, на Монастырь. Если бы мы все же пошли по ущелью, то путь на конус Авачи был бы короче. Однако мы не пожалели, что сделали громадный крюк. Теперь нам была видна полная картина подходов к вулкану и был виден оптимальный маршрут по руслу Халактырской сухой речки и конусу.

(Очень краткое описание этого маршрута появится только через три года — в книге "По Камчатке", изданной по инициативе Камчатского отдела географического общества СССР и областного совета по туризму в 1965 году! Не многие с того далекого времени повторили наш маршрут.)

Спустившись с Монастыря, стали подниматься на конус Авачи. Казалось, вершина рядом и мы вот-вот будем на ней. Однако мы все шли и шли, и вершина только манила.

(Тогда-то впервые столкнулся с коварством гор — они заманивают и обманывают.)

Небо стало слабо-фиолетовым. Кругом громоздились застывшие лавовые потоки, сыпался шлак, были слышны шумы камнепадов и осыпавшейся вулканической породы. Вдруг конус накрыло облако, и стало как в сумерках. Запахло сероводородом. И стало жутко. Хотя до вершины оставалось немного, мы в 14.00 повернули назад.

В 18.00 остановились в районе впадения ручья (Камбального) в сухую речку. Приготовили ужин, поели с громадным аппетитом и в 20.10 решили идти домой.

Сумерки застали нас у Синичкиного озера. Однако они не страшили. От озера нам была знакома каждая тропинка.

Домой пришли 1 июля в 1.25 ночи.

Конус Авачинского вулкана накрыло облако

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский, март 2010 года.

"Путешествия по Камчатке" публикуются впервые.

Путешествия по Камчатке (краткий обзор маршрутов) в 1962–1965 годах.