www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Павел Павлович Зиновьев — о своих коллегах (в письмах) - Потылицын Анатолий Ефремович

Содержание материала

П. П. Зиновьев. Мои соратники (воспоминания)

Потылицын Анатолий Ефремович

Он был назначен директором Петропавловской судоверфи в 1956 году. В то время судоверфь1 была в подчинении Главкамчатрыбпрома. Это было трагедией для судоремонтного завода, которым была и судоверфь. У рыбаков Камчатки в то время был тезис: "Всем флотом летом ловить рыбу, а в зимний период ремонтироваться". В результате судоверфь в летние месяцы была недогружена, в зимние месяцы задыхалась от перегруженности судами. Завод систематически не выполнял план и в летние, и в зимние месяцы. Зарплату задерживали месяцами всем работникам. Судоверфь, как и Главкамчатрыбпром, была в подчинении Минрыбхоза СССР.

А. Е. Потылицын до этого работал директором судоремонтного завода в системе Минморфлота СССР. Затем окончил Академию Минморфлота СССР и был направлен для укрепления в систему МРХ СССР2. Он потребовал от рыбаков ритмичной загрузки завода судами, как того требует Положение о судоремонте. Это вызвало взрыв недовольства у рыбаков и у горкома и обкома КПСС. Я в то время был секретарем парткома и выслушал много упреков в свой адрес о беззубости в приведении в чувство зарвавшегося хозяйственника, т. е. Потылицына. Но я ведь был инженером-судоремонтником и поддерживал Потылицына в его стремлении заставить рыбаков соблюдать Положение о судоремонте. Я поддерживал Потылицына в его стремлении заставить рыбаков соблюдать Положение о судоремонте. В результате рыбаки сдались, прекратили жалобы и стали выполнять требования завода.

К числу положительных действий Потылицына на посту директора. На месте устаревшего морально строящегося слипа для подъема современных траулеров, а не паровиков, как было 20 лет назад, был построен блок цехов. Были построены дизельный и доковые цеха, цех для военного судоремонта, 300 метров новой причальной стенки. На завод прибыл бетонный плавучий док грузоподъемностью 14 тыс. тонн.

Занимался он решением и социальных вопросов. Я мобилизовал коммунистов-судоремонтников и весь коллектив на строительство подпорных стенок в поселке Индустриальном. Была построена новая столовая на территории завода, реконструирован медицинский пункт в заводскую поликлинику. Стали строить "хозспособом" жилые дома для работников судоверфи. Инициатором всех этих добрых дел был А. Е. Потылицын. А когда он заменил, вернее, уговорил приехать главным инженером завода сначала П. М. Заглубоцкого, затем А. Ф. Осадчего, то в завод вдохнуло новое.

Потылицын был руководитель социалистического предприятия, характерного для того времени. Все мы воспитаны на С. Орджоникидзе, Лихачеве, А. Микояне и других руководителях социалистического типа. Для них главное в жизни было одно — вверенный им государственный завод! Таким был и Потылицын. Тогда мы твердо были уверены, что судоремонт для развивающейся Камчатки будет главным в лице судоверфи.

Ее он развивал, ради этого был бескомпромиссен с работниками Минрыбхоза СССР. В первую очередь он добился, чтобы завод вышел из подчинения Камчатрыбпрома, так как его руководители почти никогда не понимали, зачем нужно крепкое судоремонтное предприятие. Судоверфь стала подчиняться непосредственно Минрыбхозу, а на Дальнем Востоке его главку — Дальремфлоту. Он "вырвал" у Минрыбхоза СССР капитальные вложения на строительство объектов судоверфи и их реконструкцию, а затем на строительство Дома культуры3, столовой и жилые дома.

И еще один штрих к портрету А. Е. Потылицына. В 1930-е годы, а может быть, 1940–1950-е годы на судоверфь завезли бронзовый памятник В. И. Ленину. Он годы пролежал на пирсе судоверфи у литейного цеха под слоем угля. О нем давно забыли! Когда стали убирать уголь, то обнаружили ящик с памятником В. И. Ленину!

Я, секретарь парткома, доложил о находке горкому КПСС, те — обкому. Последовало решение — забрать памятник и установить его в городе. Но А. Е. Потылицын во весь голос заявил: мы рабочий коллектив, памятник наш, и мы его установим у себя!

В то время — 1962 год такое заявление директора подобно взрыву бомбы! Орлов М. А.4 звонил ему, но он отказал и первому секретарю Камчатского обкома КПСС. За летний период провели большую работу: снесли деревянный клуб строителей, снесли бараки постройки 1930-х годов, благоустроили территорию вокруг. Сделали проект, постамент и установили памятник там, где он и сейчас стоит напротив Дома культуры.

На торжественное открытие5 приехал М. А. Орлов и, как ни относился он неприязненно к А. Е. Потылицыну, вынужден был мне сказать, что вы сделали большое и доброе дело для потомков.

Как мне потом сказали обкомовцы, М. А. Орлов сказал первому секретарю Петропавловского горкома КПСС А. И. Панову, чтобы он забрал меня в горком. Это была скрытая пилюля А. Е. Потылицыну за своенравство.

Директор судоверфи многих специалистов приглашал на завод из других областей и городов СССР. Он постоянно внушал нам, молодым инженерам и техникам, что государство затратило огромные деньги на ваше образование и ждет от вас и требует максимальной отдачи и не быть батраками. Многие из судоверфи пошли потом на взлет — секретари обкома КПСС Н. Л. Фролов, П. П. Зиновьев, директора заводов: В. С. Сергеев, П. М. Грибов, С. А. Дудин, С. Е. Трифонов.

На заводе был создан один из сильных на Дальнем Востоке технический отдел. Было свое конструкторское бюро, строительные и инструментальные производства, кислородная станция, снабжавшая город техническим кислородом, и электростанция. Строительство ТЭЦ-1, с чего началось Камчатскэнерго, было начато СРВ. Оканчивало ее строительство Минэнерго СССР.

Потылицын лично сам добился присвоения судоверфи имени В. И. Ленина6. Он же через Верховный Совет СССР пробил награждения правительственными наградами, орденами и медалями большой группы рабочих. Их портреты потом были размещены вдоль дороги от проходной завода до производственных цехов. Его мечта — вырастить на заводе Героя Социалистического Труда не воплотилась. Двух претендентов наградили орденами Ленина.

Я с большой теплотой пишу об Анатолии Ефремовиче. Если бы он мне не повстречался на начале моей трудовой деятельности, то вряд ли я бы состоялся как личность. Были ли у него недостатки? Конечно! Он был руководителем сталинской эпохи, хотя была на улице "оттепель", о которой так все теперь говорят. Но стиль руководства остался навеки и сейчас в России. Мне, как секретарю парткома в то время, а это был период хрущевских реформ, на собраниях и совещаниях сложно было разграничить, где у директора был водораздел между намерениями посоветоваться и обычной накачкой металлическим голосом, что и когда делать.

Умер А. Е. Потылицын в 1978 году в городе Астрахани, где был на совещании, проводимом Ремрыбфлотом МРХ СССР. Похоронен в Риге.

1 Судоверфь именовали по-разному: с 1936 года по 1961 год — Петропавловская судоверфь; с 1961 года по 1977 год — Петропавловская судоверфь имени В. И. Ленина; затем по 1990-е годы — Дальневосточное производственное объединение имени В. И. Ленина.

2 А. Е. Потылицын был директором Петропавловской судоверфи в 1956–1978 годах.

3 Дом культуры СРВ был сдан в эксплуатацию в декабре 1962 года.

4 Орлов Михаил Анатольевич, первый секретарь Камчатского обкома КПСС в 1956–1971 годах.

5 Открытие памятника В. И. Ленину перед Домом культуры СРВ состоялось 5 сентября 1964 года.

6 Петропавловской судоверфи было присвоено имя В. И. Ленина Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 декабря 1961 года.

Автор примечаний А. П. Пирагис.

П. П. Зиновьев, Люберцы, Московская область, 2009 год.

Публикуется впервые.

Предисловие к воспоминаниям П. П. Зиновьева.