www.piragis.ru — Камчатка, Петропавловск-Камчатский

Карьеры в Петропавловске-Камчатском (история петропавловских карьеров)

В городской черте Петропавловска-Камчатского есть места, которые безобразят лицо города. Это карьеры по добыче и разработке строительного камня и щебня. Два из них — уже не действующие карьеры: один — у северного подножия Петровской сопки, второй — на вершине Мишенной сопки. Третий, действующий, — на Петровской сопке.

История возникновения карьеров в Петропавловске-Камчатском связана со строительством и расширением его территории. По сути, карьеры — это история строительства Петропавловска-Камчатского.

В XVIII– XIX веках Петропавловск строился из местного дерева. Заготавливали его в долине реки Авачи и затем сплавляли по реке до ее устья и доставляли в город. Глину добывали на берегу Тарьинской бухты (бухта Крашенинникова), там же делали кирпичи для печей. Потом кирпичи перевозили по Авачинской губе в Петропавловск.

В начале XX века строительный лес уже стали привозить из Владивостока. Кирпич продолжали делать в Тарье.

Камень для фундаментов домов брали на берегах Раковой бухты, на склонах Никольской сопки и Сигнального мыса.

При небольших объемах строительства материала хватало. Однако со второй половины 1930-х годов в городе постепенно стали переходить к строительству из бетонных блоков. Потребовались камень, щебень и песок в больших объемах. Именно с этого периода началась история петропавловских карьеров.

Первый карьер в Петропавловске-Камчатском появился в 1930-е годы у северного подножия Петровской сопки в районе дислоцирования в то время Камчатского пограничного отряда, за современным зданием Государственного университета имени Витуса Беринга. Песчаная смесь шла на производство кирпичей, бетона, для отсыпки городских дорог, засыпки Култучного озера. Никакого предприятия на месте карьера организовано не было. Каждое ведомство добывало и вывозило для себя эту песчаную смесь самостоятельно.

Ныне не действующий карьер в Петропавловске-Камчатском у северного подножия Петровской сопки в районе улиц Красногвардейской и Пограничной. На заднем плане — Мишенная сопка

Однако качество песчаной смеси желало быть лучше. Для промышленных и жилых зданий из бетона требовался строительный материал более высокого качества. И он был найден на вершине Мишенной сопки, состоящей из андезитовых пород. Так появился второй карьер в городе Петропавловске-Камчатском.

Возник он предположительно в начале 1940-х годов. К вершине сопки серпантином пробили дорогу, построили производственную площадку, на которой установили дробильное оборудование. Построили также спускавшийся по склону желоб, по которому сбрасывали приготовленный щебень и бутовый камень. Это было одно из первых предприятий по производству строительных материалов в городе и единственное в тот период производственное предприятие в северной части Петропавловска-Камчатского.

Добывали камень путем взрывных работ. В андезитовом монолите просверливали отверстия и закладывали тол. Перед взрывными работами над карьером вывешивался красный флаг. Грохот взрывов сотрясал округу в радиусе нескольких километров. Серое облако пыли поднималось вверх на десятки метров. Чуть меньше был грохот, когда готовую щебенку и камень сбрасывали по желобу.

Так продолжалось почти полтора десятка лет. В 1952 году производительность андезитового карьера составляла 1000 кубометров щебня и бутового камня в месяц [1, л. 32]. Однако к середине 1950-х годов мощность карьера уже не удовлетворяла возросшие потребности строителей. Кроме того, карьер стал угрожать подступавшим вновь выстроенным домам на улицах Вышинской (Дзержинской), Транспортной и других, а также строительству автобусного парка. Близость к карьеру появившейся новой улицы дало ей имя Карьерная. В 1957 году андезитовый карьер на Мишенной сопке был закрыт.

После его закрытия подростком ходил с друзьями по его развалам. Находили неразорвавшийся тол, бикфордовы шнуры. Лазили по образовавшимся скалам. В годы работы карьера я жил на четвертом километре. В памяти сохранились султаны разрывов, их грохот и грохот сбрасываемого по желобу щебня.

Третий карьер в Петропавловске-Камчатском был организован еще до закрытия карьера на Мишенной сопке. В сентябре 1954 года Петропавловский горисполком принял решение о закреплении на Петровской сопке земельного участка за управлением автомобильных работ для гравийного карьера и асфальтобетонного завода [2, л. 80]. Так было положено начало работе карьера на Петровской сопке по разработке месторождения диабаза. Новый карьер быстро превратился из предприятия дорожников в предприятие по производству сырья для нужд строителей города. Камень и щебень с сопки перекочевали в наши дома и дороги.

Действующий карьер на Петровской сопке в Петропавловске-Камчатском

За 56 лет работы каменно-щебеночный карьер на Петровской сопке переработал миллионы кубометров породы, "съел" почти весь северный склон сопки, углубился в ее нутро. На большой площади погублена растительность, обезображен склон. Результаты обдуманной разрушительной деятельности человека хорошо видны с высоты птичьего полета. От взоров горожан карьер спрятан небольшим увалом на улице Высотной.

Дробильные установки в карьере на Петровской сопке в Петропавловске-Камчатском

Карьер и сейчас продолжает работать, только с меньшей производительностью, чем раньше, и без взрывных работ, сотрясавших Петропавловск-Камчатский до 1992 года. Сейчас это один из производственных участков ОАО "Камчатскстройматериалы" (в его ведении находятся, кроме данного карьера, Николаевский карьер и карьер Ольховый, близ поселка Начики).

Три карьера в черте города — этапы строительства Петропавловска-Камчатского, его истории. Они свою роль выполнили. Вырос город. О карьерах уже никто не вспоминает. А все-таки о них вспомнить и напомнить стоит. Даже моей статьей. Оставлять их в нынешнем состоянии — преступно к нынешним жителям и будущему поколению.

О котловане, оставшемся от карьера за нынешним университетом… Возможно, устроить в нем парк. Или просто попытаться засеять склоны травой и засадить деревьями. Со временем там будет лес.

Шрам на Мишенной сопке — как упрек нам всем живущим. Его не заделаешь просто. Однако и здесь есть выход. Петропавловск-Камчатский хотят сделать туристической меккой. На площадке перед андезитовыми скалами можно не только сделать смотровую площадку с прекрасным видом на северную часть города, на вулканы Корякский, Авачинский и Козельский, но и поставить кафе, устроить автостоянки для просмотра города Петропавловска-Камчатского из автомобиля. Лучшего обзора города нет.

Пока же стыдно шагать по пыльной грунтовой дороге к вершине, к уникальному месту для туристов, к точке для фотосъемки города. Ведь можно установить фуникулер. Не только туристам, но и горожанам захочется посмотреть на Петропавловск-Камчатский с высоты птичьего полета в комфортных условиях. А ведь это будет! Было же такое, что вершина Мишенной сопки до 1974 года никого не интересовала. Посмотрите на нее сейчас. Антенна на антенне. Связистами и телевизионщиками она востребована. Также Мишеннуюю сопку используют парапланеристы как стартовую площадку для полетов над Петропавловском-Камчатским.

О карьере на Петровской сопке шумели лет 25 назад. Писали о взрывах и пыли, о погубленной природе. Однако сейчас это никого не волнует. Жаль, что о красоте и уникальности нашего города говорят только в дни праздников.

Источники

1. ГАКК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 170. Л. 32.

2. ГАКК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 245. Л. 80.

А. П. Пирагис, Петропавловск-Камчатский,
апрель 2010 года.

Публикуется впервые.